Строительство мостов — многоэтапный процесс, требующий применения специализированной техники, адаптированной к задачам каждого этапа: от подготовки площадки до финальных испытаний.
1. Подготовительные работы
Начальный этап включает расчистку территории, укрепление берегов и подготовку русла. Для этого задействуют:
- Экскаваторы с удлиненным рабочим оборудованием и навесными гидромолотами, способными работать под водой на глубине до 30 метров. Мембранные гидромолоты не требуют сильного прижатия и эффективны при разрушении скальных пород.
- Земснаряды для углубления дна и очистки русла от ила.
- Роторные фрезы со сменными резцами из карбида вольфрама, способные фрезеровать грунт со скоростью 15–20 м³/час даже под водой.
- Виброрипперы — рыхлители, сочетающие ударное и вибрационное воздействие. Работают при уровне шума <75 дБ, что позволяет использовать их в городских условиях.
2. Возведение опор
Опоры — несущая основа моста. Для их строительства применяют:
- Буровые установки с алмазными коронками для бурения скважин под буронабивные сваи диаметром 1,2–2,5 м и глубиной до 50 м.
- Краны грузоподъемностью 100–500 т для монтажа сборных железобетонных блоков массой до 80 т.
- Бетононасосы с подачей смеси до 200 м³/час для заливки монолитных опор.
- Опалубочные системы:
-
Самоподъемная опалубка — для высотных опор (до 150 м);
-
Скользящая гидравлическая опалубка — для бетонирования цилиндрических опор со скоростью 3–5 м/сутки;
-
Круглая стальная опалубка — для создания опор сложной геометрии.
3. Монтаж пролетных строений
Пролетные конструкции монтируют с точностью до ±5 мм для обеспечения равномерности нагрузки. Используют:
- Мостоукладчики — перемещают балки длиной до 120 м и массой 900 т по временным опорам.
- Плавучие краны большой грузоподъемности — для установки пролетов над водой.
- Автоматизированные сварочные комплексы — соединяют металлоконструкции с контролем качества швов ультразвуком.
Для вантовых мостов применяют:
- Натяжные устройства для вант с усилием до 12 000 кН;
- Пилонные краны — поднимают секции пилонов высотой до 300 м.
4. Финальные работы и испытания
На завершающем этапе проводят:
-
Отделочные работы:
-
Испытания:
-
Статические — нагружение пролетов мешками с песком (до 150% от проектной нагрузки);
-
Динамические — использование виброплатформ для выявления резонансных частот;
-
Мониторинг — установка датчиков деформации для отслеживания напряжений в реальном времени.
Примеры применения техники
- При строительстве крупных мостов используются плавучие краны для монтажа арочных пролетов массой 6000 т.
- На возведении вантовых конструкций применяются буровые установки для устройства свайных фундаментов в условиях слабых грунтов.
Современное мостостроение опирается на высокотехнологичное оборудование, позволяющее реализовывать проекты любой сложности. От точности выбора техники и соблюдения нормативов зависят сроки (сокращение на 20–30%) и безопасность объекта.