Мост – искусственное сооружение для преодоления различных препятствий – водоемов, дорог, коммуникаций. Первые такие конструкции были придуманы человеком еще в древности и создавались из дерева, природного камня. С развитием технологий и появлением других строительных материалов для сооружения мостов стали применять элементы из металла, железобетонные конструкции – сваи, балки, опоры.
Основа конструкции – опора (фундамент) и пролетные элементы из железобетона. Именно опора принимает и перенаправляет нагрузку на прочные мостовые сваи. По форме опоры могут быть различными. Промежуточные опоры называют быками, береговые – устоями. Устои соединяют основание моста с подходными насыпями. Пролетные строения опираются на опорное основание и состоят из:
У большинства объектов пролетные элементы являются прямолинейными, но по необходимости их можно выполнить в других формах – спирали, кольца (для эстакад, путепроводов, дорожных развязок). По схеме конструкции моста классифицируют:
Строительство любого моста – трудоемкий и дорогостоящий процесс. Для установки железобетонных свай и опорного основания используется специальная техника – сваебойные установки с дизельным молотом или вибропогружателем. Пролетные строения устанавливаются на фундамент с помощью подъема монтажным краном, который перемещается по мере продвижения строительства. На пролетные строения укладывается мостовое полотно:
Мост как инженерное сооружение отличается такими главными характеристиками – длина, высота, ширина. Одна из задач проектирования – найти оптимальный вариант соотношения этих величин.