Мостовые конструкции – комплекс строительных и вспомогательных элементов для сооружения любого моста. Мосты изобретены человеком очень давно для переправы через реку, озеро, овраг или иное масштабное препятствие. Конструкцию, возведенную над дорогой, называют путепроводом, а мост через овраг или ущелье – виадуком. Наиболее сложными и дорогостоящими объектами являются мосты, путепроводы, эстакады, тоннели. На этапе разработки проекта выбирается схема его сооружения, комплектация материалами, выполняются расчеты физической нагрузки и сметы затрат на строительство. В качестве опорного основания, как правило, предусматриваются прочные железобетонные конструкции и мостовые сваи.
Самый простой вариант – выбрать типовой проект устройства моста, в котором просчитаны и учтены все условия, понятны затраты и сроки строительства. Когда объект отличается разноплановыми особенностями, которые необходимо продумать и скомбинировать, потребуется разработка индивидуального проекта. Рекомендуется использовать железобетонные конструкции заводского изготовления, проверенные ОТК и сертифицированные. Опорный фундамент на мостовых свая должен выдерживать не только собственный вес общей конструкции, но и определенную нагрузку на проезжую (пешеходную) часть моста. На опоры с помощью грузоподъёмных кранов устанавливают пролетные конструкции. Пролеты также рассчитываются с определенным запасом прочности и способностью выдерживать сильный ветер, ураганы, землетрясения. По функциональному назначению выделяют мосты:
В городской среде обычно предусматривают совмещенные конструкции – по мосту могут передвигаться автомобили и пешеходы. Кроме того, такие проекты всегда отличаются интересным дизайном и оригинальным оформлением, чтобы мост стал настоящим украшением города. В дополнение к мосту устанавливают дорожные барьерные ограждения, в том числе рифлёные бордюры со стороны дороги.