Роль мостовых опор в конструкции

Роль мостовых опор в конструкции

При возведении мостов наиболее трудоемким и ответственным этапом работ является монтаж его опорных конструкций. От качества выполнения работ прямо зависит безопасность эксплуатации и долговечность самого моста.

О важности работы проектировщика

Выбор типа и метода монтажа мостовых опор проводится еще на этапе проектирования всей конструкции в целом. Основное назначение опор – принятие и распределение статических и динамических нагрузок по основанию моста. Если предельные величины этих нагрузок были рассчитаны неправильно, то в ходе эксплуатации конструкция может разрушиться, или же ее дальнейшее использование станет экономически нецелесообразным из-за необходимости дорогостоящей реконструкции.
Таким образом, от опыта, знаний и квалификации проектировщика прямо зависит долговечность и безопасность готового сооружения. Он обязательно должен принимать во внимание особенности местности, где ведется строительство, умея соотносить их с экономической целесообразностью использования конкретной методики строительства или свай определенной модели.
Эта статья рассказывает об основных особенностях мостовых опор, которые обязательно должны учитываться в ходе проектирования для возведения действительно качественной и надежной конструкции.

Конструктивные особенности опор

Для понимания важности и конструктивных особенностей всего моста нужно знать об особенностях самих опор. Каждая из них делится ровно на три составные части:

  • Оголовок, он же ригель. Его назначение – принятие нагрузок от пролетов моста с дальнейшей передачей их на тело опоры и далее.
  • Тело. Срединная часть, для изготовления которой может использоваться лишь качественный бетон или железобетон. По типу тела все опоры делятся на несколько конструктивных групп, у каждой из которых есть свои особенности.
  • Фундамент – опорная часть конструкции, располагающаяся под землей или под водой. Предельно важно выбирать тип фундамента, основываясь на данных геодезических изысканий, которые обязательно проводятся на предполагаемом месте будущего строительства.

Нужно понимать, что в случае с некоторыми видами опор их тело может одновременно являться и основанием конструкции.

Существующие типы мостовых опор

По методике изготовления все опоры можно поделить на следующие типы:

  • Монолитный вид. Для изготовления может использоваться бетон, железобетон или же камень.
  • Сборный тип, в конструкции которого может иметься до 20% бетона включительно. В ходе монтажа их собирают из отдельных блоков. Их отличительная черта – простота сборки, меньшая трудоемкость работ в целом. Большую часть операций в этом случае выполняет ЖБИ завод. Нужно лишь понимать, что для особо ответственных конструкций этот тип опор может не подходить.
  • Есть и промежуточный, монолитно-сборный тип, в конструкции которого используется более 20% бетона.

Классификация опор по их расположению

В этом случае существует два основных типа изделий:

  • Устои – служат для поддержки пролетных торцов. Их назначение – отделять торцы пролетов от мостовой насыпи. Сами устои могут быть обсыпными, выполненными в виде конусной насыпи, входящей в пролет, и необсыпными, где вся насыпь не выходит за пределы длины устоя.
  • Быки – так называются опоры промежуточного типа, принимающие нагрузку от всего пролета. В большинстве случаев для их изготовления используется железобетон и бетон, изредка – из стали. При монтаже легких мостовых конструкций могут использоваться быки, в конструкции которых используется дерево.

Классификация по разновидностям тела и фундамента

Как правило, в конструкции используются стандартные массивные основания. Без них не обойтись при строительстве сооружений, эксплуатирующихся в сложных и особо сложных условиях: перекинутых через крупные реки, через реки в регионах, отличающихся массовым и «агрессивным» ледоходом. Эта модель отличается наиболее выраженными прочностными характеристиками и отличается высокой долговечностью.

Кроме них, могут использоваться облегченные опоры, которые также подразделяются на несколько разновидностей:

  • Столбчатый тип. В конструкции этих опор используется центральный столб-оболочка, внутренняя полость которого заполнена бетоном. Сверху они объединяются ригелем. Если позволяют характеристики грунта, тело в этом случае может выполнять функции фундамента.
  • Свайный тип. В этом случае в качестве опор используются железобетонные сваи, вбитые в грунт. Часто используются в комплекте с ростверком, но не во всех случаях.
  • Опоры стоечного типа. Каждая – отдельная стойка, опирающаяся на массивный фундамент, бывающий сборным или монолитным.

Особенности проектирования опор

В ходе проектирования в обязательном порядке должны учитываться следующие факторы:

  • Характеристики местности и общие условия проведения строительных работ. В частности, при проектировании моста в зонах, где отмечаются частые и сильные ледоходы, а также на судоходных реках, должны использоваться усиленные опоры, в большинстве случаев усиленные ледорубами.
  • Сроки выполнения работ рассчитываются, исходя из их общей трудоемкости, объема «мокрых» работ, а также от необходимости использования конкретных видов строительной техники.
  • Стоимость прямо зависит от типа используемых опор, объемов земляных работ, количества привлекаемых специалистов и строительной техники, прочих факторов.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ




    КОНТАКТЫ

    Тел.: 8 (925) 544 37 77
    Адрес: Московская область, городской округ Мытищи, деревня Высоково, ул. Центральная, д. 40